01.06.23, 17:43
Английский театр в Первой Московской гимназии
От школьных спектаклей до иммерсивных экскурсий: как учителя прививают детям театральную культуру
Автор: Евгений Меркулов
Источник: pedsovet.org
К концу 2024 года театральную студию планируют открыть в каждой школе страны. Сейчас, по данным Министерства просвещения, этим уже могут похвастаться 12 тысяч образовательных учреждений. Вместе с участниками сообщества «Вклад Учителя» рассказываем о самых необычных студиях, которые выходят за рамки привычного школьного драмкружка.
Английский театр в Первой Московской гимназии
В Первой Московской гимназии есть целых две театральных студии. Первая — классическая — существует с момента основания школы, а вторая — на английском языке — открылась шесть лет назад по инициативе учителя Екатерины Дегтярь. Педагог, сама заядлый театрал, решила открыть драмкружок после того, как побывала на спектакле Moscow English Theatre (MET). Сначала, чтобы проверить, что ее идея действительно сработает, Екатерина записала свою дочь на занятия в студии при MTE. Когда она успешно отыграла в постановке «Макбета», педагог убедилась — гимназии нужен свой драмкружок на английском языке.
Преподавать Екатерина пригласила Джонатана Солвея — режиссера, основателя Moscow English Theatre. Он отвечает за драму: занимается с детьми сценическим мастерством, адаптирует и ставит пьесы, проводит репетиции. Екатерина прорабатывает с учениками нюансы английского произношения, помогает учить роли и мотивирует ребят. Например, в дни занятий она освобождает учеников от домашнего задания.
Обычно в студии занимается около 12 детей. Они поделены на две группы — старшую и младшую. В последней играют даже детсадовцы, которые неплохо знают английский язык. Малыши принимали участие уже в первой постановке студии — «Гамлете». Режиссер адаптировал пьесу так, что младшая группа органично встроилась в сюжет спектакля с небольшой сценкой.
Репертуар выбирают Екатерина и Джонатан. Они ориентируются на интересы детей и то, насколько оригинал получится адаптировать под возможности школьной студии. Кроме дебютного «Гамлета» в кружке уже ставили «Пигмалиона», «Ромео и Джульетту», «Собаку Баскервилей», «Оливера Твиста» и другие произведения английской классики. Обычно — по спектаклю в год, ко дню английского языка в апреле. Так как занятия проходят только раз в неделю, на подготовку уходит много времени. С сентября дети занимаются сценическим мастерством, а с нового года уже начинают репетиции.
Работа с носителем языка (Джонатан Солвей совсем не говорит по-русски) очень помогает детям изучать английский. Ученики находятся в естественной, живой ситуации общения, которую не смоделировать на обычном уроке. Разговаривая с Джонатаном, заучивая роли они совершенствуют произношение: усваивают правильный интонационный ряд, учатся правильно интонировать и расставлять смысловые акценты.
Театральные практики — сценическая речь, движение, риторика — учат ребят бороться со страхом публичных выступлений. Эти навыки они используют уже в школьных проектах и дает преимущества в студенческой и профессиональной жизни. Например, одна из бывших учениц Екатерины, стала одним из организаторов студенческого клуба МГИМО и приглашала на его встречи гимназистов и самого Джонатана — как ведущего мастер-классов.
Спектакли стали поводом для встречи детей, учителей и родителей. После премьеры зрители остаются на чаепитие-рефлексию, где вместе обсуждают, что удалось, а что требует доработки. Это вовлекает семьи в школьную жизнь.
В планах у Екатерины привлечь к театру еще большее учеников, ведь она уверена, что это лучшее языковое занятие, которое можно придумать. А как только появиться возможность (до этого планы нарушила пандемия), принять участие в фестивале школьных театральных студий.